Украина: спрос на холоднокатаный прокат с защитными покрытиями растет
В докризисные годы одним из наиболее динамично развивающихся сегментов украинского металлорынка был х/к прокат с защитными покрытиями – оцинкованный и окрашенный. В современных условиях спрос на эту продукцию также растет, однако клиентов все больше интересует ее цена.
До 2008 г. потребление оцинковки и полимерки в Украине ежегодно увеличивалось на 30-40%. Такая динамика привлекала производителей и импортеров металлопроката. А основные украинские производители даже не могли полностью удовлетворить спрос, что привело к появлению новых предприятий: “АЗСТ-Колор” (Антрацит, с 2008г. – филиал ЗАО “Руукки Украина”), ООО “Юнистил” (Кривой Рог, входит в российскую управляющую компанию “Вектрон”) и ООО “Металлы и полимеры” (Алчевск).
Их создатели до кризиса рассчитывали, что спрос на профнастил, металлочерепицу, сэндвич-панели и другие виды продукции из холоднокатаного (х/к) проката с покрытиями продолжит рост. Однако события 2008-2009 гг. внесли коррективы. После кризисного провала в объемах сбыта и потребления лишь в 2010-2011 гг. началось постепенное восстановление спроса. Причем потребление окрашенного металлопроката растет быстрее по сравнению с оцинковкой. По данным агентства ИА “Металл-Курьер” за 10 месяцев 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., видимое потребление проката с цинковым покрытием выросло на 5% до 300 тыс. т, а окрашенного проката – на 37% до 193 тыс. т. Большая часть этой металлопродукции используется при производстве кровельных материалов. “Объем потребления окрашенного металла для кровли (без учета проката для производства бытовой техники) в 2011 г. будет примерно 100-120 тыс. т, а оцинкованного – 200-250 тыс. т”, – говорит коммерческий директор ООО “Арсенал-Центр” Борис Кукайло.
Однако вряд ли можно утверждать, что на рынке все в порядке, особенно это касается независимых производителей проката. На “Модуле” только после смены владельцев летом 2011 г. была пущена линия оцинкования, а окрашенный металл не производится. Мощности «Юнистила» практически весь год простаивают из-за организационных сложностей. “Не работаем по причине отсутствия сырья. Пуск завода планируется 20 января 2012 г.”, – сказал в комментарии МинПрому Дмитрий Болтянский, заместитель коммерческого директора управляющей компании “Вектрон”. По нашим данным, в первой половине 2011г. предприятие занималось решением экологических вопросов.
“Руукки Украина” в 4 квартале 2011 г. остановила “АЗСТ-Колор” и, вероятнее всего, продлит такое решение на 1 квартал 2012 г. На профилегибочные предприятия группы будет поставляться металл из Финляндии, с металлургических заводов материнской компании. В “Руукки Украина” отказались комментировать сложившуюся ситуацию, однако один из импортеров проката с покрытиями на условиях анонимности сказал, что сегодня выгоднее производить и закупать эту продукцию на интегрированных меткомбинатах. “Возьмите рыночную цену х/к проката, прибавьте к ней стоимость цинка и увидите, что независимый производитель не может предложить цену оцинковки ниже или хотя бы на уровне той, что предлагают крупные меткомбинаты. Выгоднее не только цинковать, но и наносить полимерные покрытия”, – сказал собеседник МинПрома.
Возможно, именно по этой причине более или менее стабильно работает ММК им. Ильича, единственное отечественное интегрированное предприятие, выпускающее оцинкованный прокат. За 9 месяцев 2011 г. на нем произвели чуть менее 170 тыс. т этой продукции, что на 53% больше аналогичного показателя 2010 г. А среди независимых производителей только “Металлы и полимеры” смог приблизиться к полной загрузке производственных мощностей. Весьма вероятно, что это связано с решением руководства сконцентрировать работу именно в сегменте окрашенного проката. Например, компания стала партнером компании “Прушиньски” – одного из крупнейших украинских производителей строительных материалов.
Существенная доля импорта в этом сегменте металлопроката является хорошим раздражителем для отечественных промышленников. Однако неоднозначная ситуация в мировой экономике не позволяет начинать новые инвестпроекты, которые то и дело озвучиваются менеджментом и акционерами предприятий. Наибольший интерес в отрасли вызывает инвестиционная программа ММК им. Ильича, детали которой могут быть объявлены в начале 2012 г. Ожидается, что, кроме строительства нового конвертерного цеха с литейно-прокатным модулем, здесь будет проведена существенная модернизация прокатных мощностей, в том числе и стана-1700.
На заводе “Металлы и полимеры” также думают о расширении производства. “В наших планах – интегрироваться вверх, в свободные ниши: построить линию по производству холоднокатаного проката, может быть, и горячекатаного, травления – это то, что сейчас востребовано. В Украине качественный металл таких спецификаций не производится”, – сказал летом коммерческий директор ООО “Металлы и полимеры” Евгений Козлов, добавив, что компания вряд ли займется переработкой окрашенного и оцинкованного проката.
Согласно оценкам “Металлы и полимеры” в Украине работают около 150 переработчиков окрашенного проката и около 250 – оцинковки. В основном это производители различных строительных профилей, профнастила, металлочерепицы и сэндвич-панелей. По некоторым оценкам, 10 крупнейших игроков контролируют 50-60% рынка. Среди них можно выделить “Руукки Украина”, ТПК, “Арсенал-центр” и “Прушиньски”, которые предпочитают в своей продукции использовать импортное сырье. Наибольшие объемы окрашенного металла импортируются из Китая, Южной Кореи и Казахстана. Достаточно много х/к рулонов и оцинковки завозится из России и Европы.
По словам учредителя и собственника ПГ “Арсенал” Виктора Федорова, ООО “Арсенал-Центр” покупает более 70% окрашенного металла в Южной Корее у металлургического концерна Dongbu steel, с которым в 2006 г. был подписан договор об эксклюзивной дистрибуции. “Обязательным условием для металлопроката является наличие 220 г/кв. м цинка под лакокрасочным покрытием, несмотря на то, что весь рынок перешел на очень низкую норму (100-120 г/кв. м). Корейцы отказываются наносить меньше цинка, опасаясь испортить свой имидж на будущее. Около 30% окрашенного металла Арсенал-Центр покупает в Индии на металлургическом заводе “Национал”, – рассказывает В.Федоров, уточняя, что специально для Украины индийцы красят подкат корейской краской, а содержание цинка под лакокрасочным покрытием составляет 120 г/кв. м.
Компания ТПК долгие годы закупала стальное сырье только у европейских производителей. До недавнего времени более 90% закупок окрашенной стали производилось на комбинатах Arcelor Mittal Eisenhuttenstadt (Ekostahl, Германия) и VoestAlpine Stahl GmbH (Австрия). Однако в 2011 г. компания решила расширить круг поставщиков. Дмитрий Софронов, вице-президент компании ТПК по развитию, объяснил это решение увеличением спроса в эконом-сегменте и тем, что в первой половине 2011 г. существенно увеличился курс европейской валюты.
“В этой связи в компании и было принято два стратегических решения. Предложить основную свою продукцию – металлочерепицу и кровельно-фасадные профнастилы – не только в традиционной толщине 0,5 мм, но и в более экономичном варианте – из металла толщиной 0,45 мм. Начать приобретать металл для эконом-предложения у лучших поставщиков из долларовой зоны”, – рассказал Д. Софронов в статье для корпоративного журнала “ТПК-информ”. Теперь ТПК закупает часть проката у Hyundai Hysco, SeAH и Union Steel (все – Южная Корея), продукция которых используется не только в строительной отрасли, но и в автомобилестроении, судостроении, при производстве бытовой техники.
Украинские переработчики окрашенного проката начали сотрудничество с заводом “Металлы и полимеры”, правда, осторожное. «Арсенал-Центр» использует в очень ограниченных количествах металл, окрашенный заводом “Металлы и полимеры”, из-за опасений, что это предприятие еще не достигло необходимого качества. “Обычно для освоения технологии окраски у других красильщиков уходит 1-2 года. Поэтому мы не спешим форсировать сотрудничество, опасаясь последующих судебных исков неудовлетворенных покупателей, если краска начнет выцветать или отслаиваться, по истечении 2-3 лет”, – делится В.Федоров. При этом руководство компании приветствует начало окраски оцинкованного металла в Украине.
Участники рынка отмечают увеличение спроса на более дешевую и, следовательно, менее качественную продукцию. Как следствие, появляется все большее количество мелких профилировщиков, которые покупают недорогую линию и начинают производить, например, заборы из профнастила. А вот крупные компании, выпускающие качественные и дорогие изделия, начинают экспансию на внешние рынки.
“Руукки Украина” в апреле 2011 г. на заводе в Копылово (Киевская обл.) пустила линию по производству сэндвич-панелей стоимостью 5 млн. евро. Годовая мощность линии – около 1,1 млн. кв. м. В 2011 г. компания планировала выпустить 350 тыс. кв. м продукции, которая также будет экспортироваться в Россию и Болгарию.
«Арсенал-Центр» начал работу в России. “Выход нашей компании на российский рынок связан с тем, что покупательская способность у наших соседей выше (ВВП на душу населения в Украине составляет порядка $6500 в год, а в России – $16500). Кроме этого, российский рынок больше украинского примерно в 8-10 раз”, – говорит В. Федоров. ТПК экспортирует свою продукцию в Казахстан и Молдову, а в 2011 г. начала поставки несущих профнастилов и сэндвич-панелей в страны Скандинавии.
Вероятнее всего, подобная тенденция сохранится в ближайшие годы, в том числе и потому, что производство стройматериалов в Украине более выгодно. По данным “Руукки Украина”, стоимость сэндвич-панелей, произведенных на новой линии, будет на 30% ниже, чем у аналогичной продукции, импортируемой с заводов Ruukki в Польше. А среди компаний, наносящих защитные покрытия, вполне можно ожидать укрупнения или объединения независимых производителей. Это позволит им чувствовать себя более уверенно в переговорах с металлургическими комбинатами – поставщиками стального проката. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
Ярлыки: 777, важное сообщение